Назад
История бизнеса «Coffee Crew»
02 Апреля 2018г.
Автор
Лаборатория кофе
Время чтения
6 минут

Стоимость аренды – чаще всего это основная статья расходов кофейни. Чем дешевле аренда – тем меньше затраты и выше шансы выживания нового проекта. Поэтому помещения в спальных районах кажутся на первый взгляд очень привлекательными: аренда ниже вдвое-втрое, а то и больше, по сравнению с оживленными городскими кварталами. Но сделать кофейню здесь атмосферной, создать место притяжения, которое сгенерирует достаточный доход – нетривиальная задача. Поэтому выживаемость среди подобных стартапов низкая. Как зарабатывать на бодрящих напитках в спальных районах? О своем опыте рассказал один из основателей  и управляющий сети «Coffee Crew» Алексей Поздняков. 

Проект «Coffee Crew» был запущен летом 2015 года, почти сразу став сетью: две кофейни с разницей в месяц заработали на Мичуринском проспекте, 34 и на Миклухо-Маклая, 33. В течение нескольких месяцев оба заведения вышли на самоокупаемость. В январе 2017 открылась еще одна точка – корнер на Льва Толстого, 16. А зимой 2018 года началась проработка планов по открытию еще двух кофеен «Coffee Crew». Так что сегодня можно спокойно утверждать: проект получился успешным. 

Однако в первое время у команды такой уверенности не было. «Месяца два-три было совсем всё грустно, – вспоминает Алексей. – Выручки были настолько низкие, что руки иногда опускались, честно говоря». На карту было поставлено много: Поздняков потратил на открытие двух кофеен все свои сбережения, солидной суммой вложились партнеры Светлана и Дмитрий. В общей сложности старт сети обошелся в 6 миллионов рублей. С партнерами ключевые вопросы обсуждали вместе, чётко распределив обязанности по ведению бизнеса. 

Строить бизнес в кофе Алексей не планировал. Отучившись на дипломата в МГИМО, он долгое время работал по специальности: сначала в МИДе России, потом занимался международным бизнесом Газпрома. После многочисленных проектов за рубежом, он достаточно легко принял предложение знакомых о постоянной работе в Москве, и занялся инвестиционными проектами с друзьями. В один момент жизнь свела его с Филиппом Лейтесом, основателем и руководителем «Coffee workshop». Благодаря этому знакомству в 2012 году Алексей, получивший в свое распоряжение площадку под кофейню, открыл первую точку за рекордный срок – неделю. Конечно, о качественной проработке бренда или создании жизнеспособной бизнес-модели речь не шла. Точка просто была в хорошем месте на территории оживленного парка, и кофейня быстро окупилась и принесла прибыль, несмотря на огрехи. Этот опыт, как рассказал Алексей, дал ему начальное понимание того, как работает кофейный бизнес, а Филипп помог начать разбираться  в кофе, его качестве, особенностях обжарки и многом другом. 

К созданию «Coffee Crew» Алексей подошел уже более осознанно, имея за плечами собственные реализованные проекты и несколько успешных кофеен, которым он помогал консультациями. Открыть кофейню в своем районе Алексей хотел давно. Парадокс: людей живет много, жилмассив большой, публика не бедная, а зайти на чашку вкусного кофе некуда. 

Кофейня «Coffee Crew» на Мичуринском проспекте – первая и самая известная – находится на первом этаже жилого здания, прямо напротив дома, в котором живут и Алексей, и его партнёры: «До нас в этом помещении располагался цветочный магазин, и дела у него шли неважно, – рассказывает он. – Я долго к нему присматривался. А потом вышел на собственников и сделал им предложение». При создании дизайн-проекта  вдохновлялись маленькими европейскими кофейнями, которые можно встретить, например, в Берлине. Для Европы кофейня в спальном районе – совершенно нормальное явление. 

С самого начала было понятно, что «раскрутить» кофейню в спальном районе будет сложно. Поэтому установили строгие правила сети: во-первых, никаких скидок, акций и конкурсов, которые будут ставить посетителей в неравные условия; во-вторых, строгий контроль качества основного продукта: как бы ни хотелось следовать бюджету и плану, кофе должен быть лучшим. Именно поэтому с 2016 года сеть «Coffee Crew» перешла на зерно от «Лаборатории Кофе» – для того, чтобы гарантировать качество своим гостям. Постепенно это сотрудничество переросло в тёплые дружеские отношения. 

Кофейня в спальном районе – это работа преимущественно с постоянными гостями. «Около 60% – это жители дома, в котором мы находимся, и окрестных домов, – делится своими наблюдениями Алексей. – Мы знаем по именам их детей и собак, знаем, во сколько кто уходит на работу, потому что гости заходят перед выездом к нам за своим стаканчиком «с собой». Доверие – очень ценный ресурс, который долго нарабатывается и очень легко теряется». На построение доверительных отношений с гостями направлена вся работа по продвижению бренда «Coffee Crew». Инстаграм сети Алексей ведет собственноручно, потому что уверен, что никто не справится с этой задачей лучше. «Да, это отнимает много времени, – констатирует он. – Мне даже пришлось походить на специальные курсы. Но так я могу быть уверенным в том, как идет диалог с нашими гостями, чем они интересуются и какую дают обратную связь». 

Еще одно доказательство того, что формат оказался очень жизнеспособным – появление конкурентов. В течение последнего года в радиусе 500-1000 м от «Coffee Crew» на Мичуринском проспекте появилось несколько новых проектов, готовится к открытию в доме по другую сторону перекрестка франшиза «Даблби». Конкурентов Алексей внимательно изучает, живо интересуясь их делами. И загадочно улыбается насчет их будущего: поживем – увидим. 

Вести качественный кофейный бизнес в спальном районе действительно непросто, поэтому секретами успеха Алексей делится вполне спокойно: «Когда меня спрашивают совета по открытию, я в первую очередь рекомендую вместо вложения в кофейню положить деньги в банк, – говорит он. – Кофейня – это сложно, хлопотно, затратно. Но если вы твёрдо решили открываться, то важно правильно выбрать партнёров и команду. Партнеры должны быть понимающими и надежными, а ваша команда – это и есть залог успеха, поэтому ее надо образовывать, двигать вперед».

Наверх
Другие статьи
О контроле качества и о качестве контроля
Если кофе получается невкусным, то ни атмосфера, ни авторский дизайн кофейни ситуацию не исправят. Кто виноват и что делать? Рассуждаем об этом со специалистом по контролю качества Асей Чехович.
09 Апреля 2018 Г.
Куда приводят танцы. История «Gift Coffee»
Встретились с основателями душевного проекта «Gift Coffee», чтобы выяснить – что у них да как спустя несколько месяцев после открытия.
14 Июня 2018 Г.
Владимир Шагов о Суматре, чемпионатах и советах начинающим участникам
Интервью с Владимиром Шаговым, финалистом Московского отборочного чемпионата бариста о выборе зерна, подготовке к чемпионатам и немного о советах для начинающих участников.
02 Ноября 2018 Г.
Эльбек Газиев о проекте «Шоколадница 2.0»
Интервью с Эльбеком Газиевым, экспертом по кофе группы компаний «Шоколадница»: о ребрендинге крупнейшей кофейной сети России и нюансах работы с кофе в масштабах страны.
14 Ноября 2017 Г.
Extreme Brewers Camp. Люди, кофе и горы
Интервью с директором «Лаборатории кофе» Александрой Тищенко об «Extreme Brewers Camp»: идея и ее история, зачем и для кого этот проект.
24 Июля 2018 Г.
Gaswag: чтобы открыть такую кофейню, надо быть сумасшедшим
Рассказ о том, как создавалась кофейня, где эспрессо готовят на «Сальвадоре», а в стеклянной конструкции у панорамного окна стоит винтажный мотоцикл.
31 Августа 2017 Г.
Russian Brewers Cup Champion: удивительные воронки Степанчука
Как готовился, почему, зачем и как спроектировал собственное устройство для заваривания, а также откровения о собственных достижениях – в интервью с чемпионом.
29 Апреля 2018 Г.
Новые эксперименты с ферментацией, Бразилия
Сергей Степанчук в июле 2018 года в компании с Тимуром Дудкиным из «MareTera» занимался наблюдениями за экспериментами с ферментацией в Бразилии. Написали интервью с Сергеем – о кофе и о том, как интересы влияют на восприятие.
29 Августа 2018 Г.
Илья Савинов о рынке кофе в России и в мире
Есть ли будущее у робусты, каковы объёмы растворимого и нерастворимого кофе в России? Сколько зелёного зерна к нам привозят и куда оно девается, роль контент-маркетинга в развитии рынка, и многое другое.
26 Октября 2017 Г.
Сергей Степанчук о Бразилии и подготовке к чемпионату мира
22 августа в Инстаграме “Лаборатории кофе” мы провели прямую трансляцию. Нам очень понравилось и мы хотим продолжить эту практику. А пока мы перевели в буквы основное, о чём говорил Sergey Stepanchuk.
23 Августа 2017 Г.
Подписаться на рассылку
Поделиться статьей: